Доступная среда

Создание специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
В МОУ «СОШ» с. Бедык созданы условия, гарантирующие возможность:
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);
• индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
• целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
• включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
• использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ
Организационно-педагогическое обеспечение.
Созданные условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми обучающимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса реализована атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Современные технологии, методы, приемы организации учебной работы (в рамках реализации АОП) применяются адекватно возможностям и потребностям обучающихся. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностей детей и способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса
Для успешной организации работы с детьми с ОВЗ, МОУ «СОШ» с. Бедык частично укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами. Запланировано дополнительное прохождение педагогическими работниками специальных курсов повышения квалификации для получения необходимых знаний в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ обеспечивают соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
• возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
• санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ;
• пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.
• обеспечение двухразовым горячим питанием детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
• обеспечение в полном объеме учебниками и учебными пособиями детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для создания необходимых условий обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил проведены следующие мероприятия:
• Устроен пандус с внешней стороны и внутреннего двора школы с соблюдением нормативных требований;
• Устроено парковочное место для инвалидов с соответствующими дорожными знаками и горизонтальной разметкой;
• Приобретено дежурная кресло-каталка для детей инвалидов.
Информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.
Главная задача образовательного учреждения в этом направлении — создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни.

Полезные ссылки